РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio - "рассмотрение") – отзыв, разбор и оценка художественного, научного, научно-популярного произведения, произведений театрального искусства, кинематографа, пластических искусств, выставки, шоу и т.д.; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Р. обычно включает:
а) минимальную информацию о содержании произведения (либо о предмете анализа и оценки, не имеющем текстового выражения);
б) явное или "подводное" соотнесение произведения (предмета) с другими, сходными по тематике и проблематике;
в) характеристику произведения (предмета) с точки зрения проблематики; места в творчестве отдельного автора, в творческом процессе эпохи, в жизни общества;
г) оценку произведения рецензентом.
рецензия и отзыв. как писать
Виды рецензий
– развернутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции.
– небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
– эссе; это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
– авторецензия, в которой излагается взгляд автора на свое произведение.
Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку, становится обзором (обозрением).
Примерный план рецензии на произведение художественной литературы
А. Библиографическое описание книги/произведения (автор, название, издательство, год выпуска)
Б. Краткий пересказ содержания произведения.
В. Критический разбор или комплексный анализ текста:
– Смысл названия книги/произведения.
– Особенности сюжета и композиции.
– Язык и стиль произведения.
– Мастерство автора книги/произведения в изображении характеров героев.
Г. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
– Актуальность проблематики/тематики произведения (Помните, что актуальность темы не требует доказательств, не вызывает сомнений и должна быть вполне очевидна).
– Основная мысль рецензии.
Примерный план рецензии на кинофильм (спектакль)
– Жанр фильма.
– Кто является автором сценария, кто поставил фильм.
– Ключевые актеры и их герои.
– В какое время и где происходят события.
– Краткое описание завязки.
– Если в основе фильма лежит литературное произведение, то необходимо сравнить режиссерский замысел с литературным произведением.
– Если фильм является самостоятельным произведением, сравните его с теми, что вы смотрели ранее, укажите на сходства и различия.
– Основные (на ваш взгляд) достоинства и недостатки фильма.
– Личное впечатление.
Рецензия и отзыв
Отзыв, в отличие от рецензии, дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации. Самое главное в отзыве - выделить основную идею текста и написать, чем это идея отличается от всех остальных. Так сказать, выделить значимость идеи в современных реалиях.
Отзыв должен включать в себя:
– предмет анализа;
– актуальность темы;
– формулировку основного тезиса (Необходимо указать центральный вопрос произведения, самую заметную идею творчества);
– краткое содержание работы (В данном пункте не надо пересказывать сюжетную линию, надо дать общую оценку произведения, рассказать, в чем именно автор проявил умение и мастерство, какие новшества он ввел своей работой);
– недостатки, недочеты (Следует отметить, в чем именно у вас возникли сомнения, что бы вы могли отнести к недостаткам текста, снижают ли уровень литературного произведения эти ошибки);
– выводы (Здесь можно указать на оригинальность или вторичность идеи, сделать выводы, касаемо новых этапов творчества автора).
Рецензия и статья
Разница между статьёй и рецензией - в предмете анализа и его объёме. Рецензия должна охватывать произведение (предмет, явление) в целом, статья - лишь одну определенную грань, аспект (напр., в художественном произведении: сюжетно-композиционный, пространственно-временной, речевой).
Типичные ошибки
– подмена анализа и интерпретации произведения пересказом (нередко подробным);
– подмена рецензии отзывом (отзыв – только часть рецензии);
– отсутствие аргументации;
– фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству;
– «оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы;
– неясность позиции рецензента;
– перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);
– преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;
– неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.